Нравственное воспитание

Нравственное воспитание
   — одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. В понимание Н.в. в истории культуры сложились 4 осн. традиции:
   патерналистская (Н.в. как обязательное почитание старших);
   религиозно-церковная (Н.в. как поддержание авторитета веры);
   просветительская (Н.в. как результат освоения научных знаний, подверженных суду разума);
   коммунитарная (Н.в. как процесс формирования чувства коллективизма).
   Многообразные концепции, в которых воплощались (не всегда, разумеется, в чистом виде) эти традиции, имели, как правило, философский статус - ограничивались постановкой вопроса о принципиальной возможности в общем направлении Н.в. В то же время мн. концепции, в которых (как, например, у Платона, Ж.Ж. Руссо) содержались развёрнутые воспитательные программы и методики, оказывались утопическими. Сложность трансформации общей идеи воспитания в конкретные педагогические рекомендации и рационально организованные действия, в ходе которых достигался бы заранее планируемый нравственный результат, свидетельствует об условности понятия "Н.в.". Попытки интерпретировать Н.в. как некоторое особое направление наряду с физическим, эстетическим и другим воспитанием, иными словами профессионализированную сферу педагогической деятельности, рано или поздно наталкиваются на ряд неразрешимых трудностей. Прежде всего это касается участников процесса Н.в. Логично считать, что применительно к Н.в. воспитатели должны выделяться среди остальных людей своими моральными качествами. Однако одной из отличительных особенностей подлинно нравственного человека является осознание им собственного несовершенства, чувство недовольства собой, в результате чего он не может безоговорочно принимать на себя роль учителя морали. Если же человек рассматривает себя достойным такой роли, то это как раз доказывает, что он менее всего к ней пригоден.
   Возникает парадокс: тот, кто имеет основание обучать нравственным принципам (именно потому, что обладает необходимыми качествами), никогда учителем морали не станет; тому же, кто охотно стремится выполнять подобные обязанности (именно потому, что он этого желает), никогда нельзя доверить эту роль. Противоречивы представления об объекте Н.в. В любом воспитательном процессе воспитатели учат воспитуемых, передают им свой опыт, знания, умения, навыки и т.д. Нравственность, однако, не может быть усвоена чисто внешним образом, она основывается на личностной автономии; нравственный закон, в отличие от всех других предписаний, является законом самой личности. Выход из этого положения обычно усматривался в том, чтобы толковать Н.в. как своеобразно "повивальное" искусство (Сократ, И. Кант). Воспитанию, как любой рациональной деятельности, присуще также различие между конечным результатом (целью) и ведущими к нему промежуточными действиями (средствами), при котором средства получают оправдание только в связи с данной целью (например, музыкальное воспитание требует ежедневных упражнений и т.д.). Н.в. не укладывается в логику целенаправленной деятельности. Нравственность не является обычной целью, которую можно достичь в определённый отрезок времени с помощью конкретных средств; её скорее можно назвать последней, высшей целью, своего рода целью целей, которая делает возможным существование всех прочих целей и находится не столько впереди, сколько в основании самой человеческой деятельности. Точнее нравственность можно назвать не целью, а идеалом - регулятивным принципом и масштабом оценки человеческого поведения. К нравственности не приложима формула "цель оправдывает средства", как нет средств, которые ведут к нравственности, так и сама нравственность не может быть средством, ведущим к чему-либо иному, ибо наградой добродетели является сама добродетель.
   Возникает ещё одно противоречие: Н.в. как рационально организованная деятельность имеет смысл постольку, поскольку в ходе этой деятельности нравственность из идеальной цели превращается в реальную, но если нравственность выступает в качестве идеальной цели, то усилия по её дальнейшему преобразованию лишаются смыс- ла, ибо существование в форме идеала и есть способ её реального существования. Отсутствие в обществе лиц и учреждений, профессионально занятых Н.в., исключительно важно для понимания механизмов воспроизводства нравственности в обществе. По мысли древнегреческого философа Протагора, в особых учителях добродетели нет нужды, поскольку все учителя (математики, музыки и др.) учат добродетели.
   Социальные институты (семья, школа, трудовой коллектив и др.) также наряду со своим прямым назначением оказывают и нравственное воздействие на личность. Процесс воспроизводства нравственности вписан во всё многообразие социальной деятельности. В целом он протекает стихийно и поддаётся направленному воздействию и сознательному контролю гл.о. в форме самовоспитания и самосовершенствования. Человек может влиять на собственное нравственное развитие через культивирование определённых поступков, поведения, суммирующихся в нравственные черты характера. Каковы поступки, говорил Аристотель, таковы и нравственные качества человека. Равномерно распределяя блага при обмене между людьми, человек учится быть справедливым, проявляя отвагу в условиях опасности, он приобретает мужественность. Вместе с тем именно через поступки он оказывает влияние на других людей. "Моральное воспитание начинается там, где перестают пользоваться словами" (А. Швейцер), оно осуществляется через силу собственного примера. Так воспитуемый становится воспитателем: воспитывая себя, человек одновременно воспитывает других.
   Н.в. может приобретать противоположные формы: морализаторство и моральный террор (стремление насильно осчастливить людей путём навязывания им через жёсткую регламентацию определённых правил, форм поведения; при этом нравственные предписания выступают как средство подавления и унижения личности). Существует буквальное понимание Н.в. как обучения нравственности, что является не совсем адекватным: обучить нравственности нельзя; Н.в. выражает потребность общества сознательно влиять на процесс, являющийся предельно индивидуализированным и в целом протекающим стихийно.
   Термин "Н.в." употребляется также в узком значении - как обучение нормам общественного приличия. В этом случае речь идёт о принятых в данной культуре формах поведения индивида в различных ситуациях: от поведения за обеденным столом до ритуалов почитания богов. Нравственные предписания приучают человека как бы смотреть на себя со стороны и самокритично вырабатывать уважение к себе и другим. Было бы большой ошибкой отрывать этику от этикета, недооценивать роль последнего. Приличное, достойное поведение, хорошие манеры, то, что именуется воспитанностью, культурностью (см. Культура поведения), ещё нельзя назвать нравственностью, но является необходимой её составляющей.
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 171)
   Ч313.52

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Нравственное воспитание" в других словарях:

  • Нравственное воспитание — создание педагогических условий для становления и развития нравственных качеств личности как стержневых и системообразующих. Цель – помочь человеку с малых лет принимать нравственные решения, действовать в любых ситуациях согласно нравственных… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • нравственное воспитание — dorovinis auklėjimas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Dorovinės sąmonės (proto, jausmų ir valios) ir elgesio vienovės formavimas ugdant dorovinę asmenybę pagal dorovės principų ir normų reikalavimus. atitikmenys: angl. moral education vok.… …   Enciklopedinis edukologijos žodynas

  • нравственное воспитание — dorovinis auklėjimas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Dorovinės sąmonės (proto, jausmų ir valios), elgesio vienovės ugdymas pagal dorovės principų ir normų reikalavimus tobulinant asmenybę. atitikmenys: angl. moral education… …   Sporto terminų žodynas

  • нравственное воспитание — dorovinis auklėjimas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Sąmoningas ir tikslingas suaugusiojo poveikis bręstančiam žmogui, siekiant jo dorovinio tobulėjimo. atitikmenys: angl. moral education vok. geistige Erziehung, f; sittliche …   Sporto terminų žodynas

  • Нравственное воспитание — воспитание ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека …   Словарь-справочник по педагогической психологии

  • НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ — воспитание, осуществляемое в ходе повседневных нравственных отношений: формирование нравственного сознания, развитие способностей нравственного мышления и ответственного выбора. Нравственность, нравы поведения буквально с момента рождения… …   Профессиональное образование. Словарь

  • Нравственное воспитание — воспитание ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека …   Словарь по педагогической психологии

  • Нравственное воспитание — целенаправленный процесс формирования у людей моральных качеств, норм и принципов поведения. Носит классовый характер. в Советских ВС включает воспитание военнослужащих в духе соблюдения норм коммунистической морали, сознательного выполнения… …   Словарь военных терминов

  • НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ — одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. В понимании Н. в. в истории культуры сложилось 4 основные традиции: патерналист с к а я (Н. в. как обязат. почитание старших); религиозно цepковная (Н. в. как поддержание… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Духовно-нравственное воспитание — содействие духовно нравственному становлению ребенка, подростка, молодого человека, формирование у него системы базовых гуманитарных ценностей, ориентированных на приоритет прав и обязанностей человека, межкультурный диалог, активное участие… …   Официальная терминология


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»